«Русь-Турбо»:
партнерский взгляд на развитие отрасли

Артём Станюлис

ООО «Русь-Турбо»

На современном этапе нефтегазовая отрасль переживает, возможно, не самые лучшие времена. И наряду с тем, что в этой сфере всегда происходят изменения в основных направлениях деятельности и освоении новых горизонтов, существуют и вызовы, которые влияют на этот сегмент и заставляют всех ее участников адаптироваться к новым реалиям рынка. О проблемах и перспективах нефтегазового сектора и ТЭК рассказал технический директор ООО «Русь-Турбо» Артем Станюлис.
— Какие наиболее актуальные тенденции вы можете отметить в современной нефтегазовой отрасли и ТЭК России?
— В настоящее время единственной прогрессивной тенденцией можно назвать, пожалуй, импортозамещение. Печальной тенденцией является то, что примерно с 2022 года
практически не происходит глобальной модернизации энергетического оборудования в РФ. Из-за введенных зарубежными странами санкций, отсутствия полноценного финансирования ТЭК, а также СВО, нанесшей определенный ущерб как экономике страны, так и нефтегазовой отрасли, многие прошлые тенденции, которые формировались в РФ, включая целенаправленную модернизацию энергомощностей, стали переноситься на год и далее вперед. Мне известно, например, что одна из крупнейших нефтегазовых компаний несколько лет назад приобрела новое оборудование для строительства дополнительного парка, но сейчас все это находится в простое, потому что планы и сроки по модернизации не согласованы.
Технический директор Артём Станюлис и генеральный директор Олег Дмитриев
ООО «Русь-Турбо»
— Как вы оцениваете наличие импортозамещающих технологий в ТЭК РФ, допустим, в %-м соотношении? Если 100 % — полная обеспеченность собственными решениями, 10 % — минимум?
— Как я уже говорил, каких-то крупных проектов по модернизации и монтажу нового оборудования сейчас нет. Очевидна стадия полной отработки ресурса оборудования на площадках компаний ТЭК: эксплуатация оборудования продолжается, но его реновация/модернизация происходит лишь точечно, без каких-то капитальных процессов. Скорее всего, со временем энергетическое оборудование будет полностью переработано российскими запчастями, и через 10–15 лет, когда зарубежное оборудование будет полностью замещено российскими аналогами, мы получим исключительно русские турбины. Что касается импортозамещения, то ежегодно появляется все больше отечественных компаний, заинтересованных в участии в тендерах и работе на российском рынке: к нам приходят иностранные компании, которые готовы локализовать свои оригинальные технологии. Я думаю, доля импортозамещения находится в пределах 10–15 % от общего перечня оборудования, необходимого для обновления парка энергетических машин.
— Есть мнения, что иностранные производители планируют вернуться в Россию. Насколько, по-вашему, это реально в ближайшие годы, и создаст ли это сложности для российских производителей запчастей и оборудования для ТЭК?
— Да, это возможно, хотя не скажу, в какой перспективе. Несмотря на то что еще в 2014 году в российском ТЭК стали запрещать использование иностранного оборудования и запчастей, и это закреплено законом, иностранные производители могут сюда вернуться и вести бизнес, ведь наш рынок очень большой. Однако следует учесть, что, во-первых, со временем оборудование, выпущенное в России, будет идеально подходить под требования по модернизации зарубежного оборудования; во-вторых, в номенклатуре, допустим, Siemens есть множество позиций машин, которые не востребованы в России. Какой выбор сделают заказчики — в пользу российского или иностранного сервиса — покажет время.
— Какие еще проблемы вы можете отметить в современной нефтегазовой отрасли, по наблюдениям и практике «Русь-Турбо»?
— Первое — это отсутствие оригинальных запчастей: на отечественном рынке появилось множество новых российских и зарубежных компаний со своими предложениями, но часто встречается фальсификат. Второе — дефицит информации по зарубежному оборудованию: для нас это не проблема, поскольку мы имеем богатый опыт работы с иностранным оборудованием, сохраняем базы данных по конкретным турбинам, ведем, так сказать, их историю и знаем, как произвести ремонт конкретной машины. Третье — серьезный дефицит кадров по обслуживанию энергетического оборудования в нефтегазовом комплексе, особенно в российской провинции, от этого страдает не только деятельность компании-заказчика, но и наша работа: к примеру, в одном крупном холдинге за последний год мы обсуждали возможности ремонта с более чем пятью менеджерами, каждый из них не очень хорошо понимал, что происходит с оборудованием, как составить для нас техническое задание и какие регламенты установить, зато все пытались продвигать свои идеи, как и что ремонтировать и экономить. Четвертой проблемой назову логистику: поставка иностранных запчастей — это довольно длительный процесс, сопровождающийся авансированием со стороны заказчиков из РФ, высокими ценами на продукцию, которые нередко в несколько раз превышают цены на российские аналоги. Нужно ли говорить о том, что, заключив договор с отечественным производителем, заказчик во многом выиграет.
— Какие решения этих проблем предлагает «Русь-Турбо»?
— Мы предлагаем широкий спектр услуг в рамках импортозамещения в сфере сервиса газовых турбин иностранных производителей. Решаем проблемы зависимости от иностранных производителей оригинального оборудования (OEM) при обслуживании турбин, выпуску и поставке запчастей, а также осуществляем мониторинг работы различного энергетического и вспомогательного оборудования и монтаж систем управления и контроля. «Русь-Турбо» обладает большим опытом по монтажным и наладочным работам, проведению капитального, среднего и текущего ремонтов газовых турбин: Siemens, Kawasaki, Mitsubishi, а также турбин ГТЭ-160 совместного предприятия Siemens и «Силовых машин». Наши преимущества — работа с заказчиком 24/7, экстренный выезд на площадку по запросу, применение разработанной нами технологии реверс-инжиниринга, в рамках которой мы не копируем детали иностранного оборудования, а производим новые, во многом превосходящие прежние аналоги. К слову, детали конструируются и выпускаются на собственном производстве «Русь-Турбо».
— По мнению экспертов, в этом году участились внеплановые остановы НПЗ, в том числе ввиду атаки беспилотников или по каким-то другим причинам. Вы сталкивались в своей практике с такими случаями? Если можно, расскажите об этом подробнее и как исправляли ситуации?
— Да. К счастью, установки, на которые нам приходилось выезжать, не были серьезно повреждены, но оборудование было аварийно остановлено из-за атаки БПЛА. Мы приехали на площадку, нашли проблему, провели работы по запуску оборудования в эксплуатацию и дали заказчику рекомендации по дальнейшей бесперебойной работе оборудования.
— В рамках расширяющегося сотрудничества РФ с Китаем и другими странами АТР, вероятно, предусмотрено развитие мощностей в нефтегазовой отрасли. Есть ли у «Русь-Турбо» планы по ремонту и обслуживанию нового оборудования на перспективу?
— Да, китайские производители давно стремятся поставлять на российский рынок свои турбины и сопутствующее оборудование в качестве альтернативы российским аналогам. Также китайская сторона глубоко погрузилась в технологию реверс-инжиниринга, подготовив большое количество документации по определенным типам деталей и запчастей. Насколько мне известно, один из российских НПЗ уже заключил с Китаем договор на поставку некоторых позиций продукции. При этом, конечно, у них нет такой богатой истории в турбиностроении, как у зарубежных производителей, поэтому сложно говорить, насколько высоко качество этой номенклатуры.
— Какие инновационные подходы вы используете в своей деятельности?
— Мы осуществляем сервис под ключ, задействуя все наши подразделения «Русь-Турбо», включая электротехническую лабораторию, лабораторию неразрушающего контроля, собственное конструкторское бюро, ремонтно-механический цех по выпуску запчастей, что позволяет выполнять ремонты в сжатые сроки, с высоким качеством и эффективной логистикой. В ближайшей перспективе мы еще больше расширим перечень подразделений, которые будут вовлечены в проекты заказчиков.
— Можете ли вы что-то порекомендовать потенциальным заказчикам в плане своевременного обслуживания оборудования?
— Прежде всего, рекомендую выполнять сервисные работы согласно нормативам, предписанным иностранному оборудованию. Доверять специалистам отечественных сервисных компаний, осуществляющих мониторинг, обслуживание и ремонт оборудования, при этом внимательно и осторожно выбирать контрагента. Также необходимо своевременно приобретать запчасти для предстоящих капитальных ремонтов своего парка машин и держать детали на складе, тем самым планировать ресурсы и возможности для поддержания работоспособности техники.
— В сентябре традиционно отмечается День работников нефтегазовой промышленности, что вы можете пожелать коллегам?
— Хочу пожелать всем безаварийной работы предприятий и энергетического оборудования, а также мирного неба над головой, здоровья и благополучия в семьях.
187032, Санкт-Петербург,
Ленинградская обл.,
Тосненский р-он,
Тельмановское г.п.,
подъезд к городу
Колпино, д. 11


8 (800) 201-90-46
info@russturbo.ru
russturbo.ru
Рекомендуемые статьи
© Экспозиция Нефть Газ. Научно-технический журнал. Входит в перечень ВАК
+7 (855) 222-12-84