Расчет предельно допустимых давлений в устройствах контроля притока
Исмаков Р.А., Газизов Р.Р.,
Чижов А.П.


Уфимский государственный нефтяной технический университет

Разработка интеллектуальных систем контроля притока автономного принципа сопряжена с рядом технических решений, требующих моделирования и расчета, прежде чем их изготовят и протестируют на стендовом оборудовании. Моделирование отдельных узлов механических систем кратно сокращает затраты на изготовление лишних деталей, позволяя предельно точно изготовить малое количество изделий и проанализировать изменение геометрии тела и его влияние в динамическом процессе. В статье рассмотрено оценка прочности узлов первого конструкторского решения методом конечно-элементного моделирования предельно допустимых давлений в устройстве контроля притока.
Разработка месторождений с применением горизонтальных стволов кратно повышает эффективность извлечения нефти, но массовое применение горизонтальных стволов существенно затруднено в силу негативных процессов, протекающих при их эксплуатации. С ростом количества высокотехнологичных скважин пропорционально растут и проблемы их эксплуатации, среди которых сложности компоновок, применяемых в бурении и заканчивании скважин, высокие технико-технологические требования к персоналу как в процессе строительства, так и в процессах дальнейшей эксплуатации скважин. Среди основных проблем повсеместного применения скважин с горизонтальным окончанием является образование конусов обводненности, приводящих к резкому снижение дебитов по нефти и отсечению остаточных запасов.
Качественное снижение эффективности работы горизонтальных участков и возникновение подобных проблем связано с высокой разницей в вязкости добываемых компонентов флюида в купе с эффектом Heel-Toe – распределение давления в скважине за счет потерь на силы трения. Потери давления за счет трения могут достигать значения величины депрессии, что может ограничивать оптимальную длину горизонтального участка и приводить к значительной разнице в депрессии на пласт в зоне пятки и носка скважины. Основным способом решения описанных проблем является применение устройств контроля притока и интеллектуальных хвостовиков. В последние годы наметилась тенденция в импортозамещении западных аналогов, и разработка собственных уникальных интеллектуальных хвостовиков с возможностью контроля условий пласта обеспечивает решение ряда задач как в нефтегазовом секторе, так и вопрос конкурентоспособности в промышленном секторе [1].
Разработка устройств контроля притока, основанных на совершенно других физико-математических законах сопряжено с рядом сложностей в связи с его уникальностью. В процессе исследовательской деятельности встали вопросы о целесообразности увеличения толщины шайб вследствие их возможного разрушения при проведении стендовых испытаний, способности внутренних полостей и резьбовых соединений выдержать возникающие напряжения при перекрытии основного канала.
Рассмотрим конструкторское решение по опытному образцу устройства контроля притока. Объектом расчета на прочность является сборочный узел рисунок 1 представляющий собой корпус с двумя дроссельными пакетами, крышкой и портами для манометров, нагружаемый внутренним статическим давлением.
Рис. 1. Конструкторское решение опытного образца устройства контроля притока [2]

Целью расчета является определение предельного для конструкции давления, при котором нарушается целостность корпуса и резьбовых соединений. Критерием прочности служит предел текучести материала.
Расчет состоит из четырех этапов, соответствующих разным частям изделия:
  • корпус НП703.0424.001 – расчет внутренних полостей;
  • шайба дроссельного пакета НП702.0424.004;
Расчет внутренних полостей и резьбовых соединений устройства контроля притока.
С учетом условий агрессивности сред и высоких разнонаправленных давлений выбором материала послужила сталь 40Х. Для упрощения расчетов рассматривается половина корпуса, отделённая по вертикальной плоскости. К внутренним поверхностям модели приложено внутреннее давление P, значение которого задаётся путём подбора по критерию минимального запаса прочности.
К внутренним резьбам дополнительно приложены осевые усилия Fi = P×Si, где Si – площадь поперечного сечения резьбового отверстия по наружному диаметру. Параметры конечно-элементной сетки модели приведены на рисунке 2, свойства материала задаваемы ручным образом – рисунок 3, граничные условия и общий вид модели – рисунок 4.
Риc. 2. Параметры конечно-элементной сетки

Рис. 3. Свойства материалов модели (сталь 40Х)

Рис. 4. Общий вид модели и граничные условия

Расчет эпюр запаса прочности резьбовых соединений представлен на рисунках 5.
Рис. 5. Эпюры запаса прочности

Рис. 6. Эпюра напряжений

Рассмотрим полученные эпюры напряжения и запаса прочности при критических давлениях. Решая задачу от обратного попытаемся найти критические давления, при достижении которых коэффициент запаса прочности приближается к 1. Коэффициент запаса прочности в наиболее слабых местах (витках резьбы и краях нижнего соединительного отверстия) приближается к 1 при достижении давления 160 Мпа, при этом большая часть резьбовых соединений имеет коэффициенты от 1,3 до 1,9, что говорит нам о высокой устойчивости соединений к динамическим нагрузкам в условиях эксплуатации.
Расчёт шайбы дроссельного пакета. Наибольшие опасения при проектировании конструкторского решения и подготовке к стендовым испытаниям вызывали шайбы дроссельного пакета - в их задачу входило ограничение притока путем создания перепада давления при прохождении каждой шайбы, а при закрытии основного канала существовал риск прорыва всей системы ограничителей. Работа по проектированию системы ограничителей основывалась на условии что при разработке гидросистем часто требуется дроссель, обладающий высоким гидравлическим сопротивлением и стабильной расходной характеристикой при колебаниях вязкости. Ввиду этого применяются многоступенчатые дроссели из нескольких последовательно расположенных дроссельных шайб, представленных на рисунке 7. Сопротивление такого дросселя регулируется подбором количества шайб в пакете [3].
Рис. 7. Схема расположения дроссельного пакета

Основной причиной опасений служила толщина описываемых объектов. Рассмотрим одностороннее воздействие расчетного предельного давления P = 160 МПа на шайбу дроссельного пакета, ограниченного с двух сторон вставками.
Параметры конечно-элементной сетки модели приведены на рисунок 8, свойства материала — рисунок 3, граничные условия и общий вид модели — рисунок 9.
Рис. 8. Параметры конечно-элементной сетки

Рис. 9. Общий вид модели и граничные условия


Результаты расчёта приведены на рисунках 10, 11.
Анализ моделей, представленных на рисунках, позволяет говорить о достаточном потенциале коэффициента запаса прочности в резьбовых соединениях и шайбах дроссельных пакетов, так при критических перепадах давления 160 Мпа коэффициент запаса прочности в них составляет 1,5.
Рис. 10. Расчет: а — эпюра запаса прочности; б — эпюра напряжений

Рис. 11. Эпюра запаса прочности
Исмаков Р.А., Газизов Р.Р., Чижов А.П.

ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет, Уфа, Россия

ga3i3ov.renat@yandex.ru
Для разработки оптимальных характеристик интеллектуальных систем заканчивания и оценки возможных рисков потери работоспособности оборудования подготовлен цифровой двойник устройства контроля притока. С помощью метода конечно-элементного моделирования оценены предельно допустимые условия работы системы в скважине.
устройство контроля притока, конечно-элементное моделирование, скважина с горизонтальным окончанием
Исмаков Р.А., Газизов Р.Р., Чижов А.П. Расчет предельно допустимых давлений методом конечно-элементного моделирования в системах интеллектуального заканчивания скважин // Экспозиция Нефть Газ. 2025. № 2. С. 74–77. DOI: 10.24412/2076-6785-2025-2-74-77
01.04.2025
УДК 622.245
DOI: 10.24412/2076-6785-2025-2-74-77

Рекомендуемые статьи
© Экспозиция Нефть Газ. Научно-технический журнал. Входит в перечень ВАК
+7 (495) 414-34-88